Что такое термостат и зачем он нужен на автомобиле

Современные автомобили становятся сложнее, а их запчасти уже не получится разобрать и собрать на колене. Но есть запчасти, которые так и не изменились. Одна из них – термостат.

Принцип работы и функции

Чтобы понять, зачем нужен термостат, вспоминаем принцип работы двигателя и то, что лучше всего ему работается на рабочих температурах в пределах 75-95°С. При этом "на холодную", во время запуска, мотор работает неэффективно. Вывод? Надо помочь ему поскорее прогреться. Каким образом? Когда мотор функционирует по полной, ему нужна система охлаждения (радиатор, антифриз, насос, рубашка охлаждения двигателя), которая не позволяет двигателю перегреваться. Но что делать, если на старте нам и нужно, чтобы мотор временно перегрелся и дошел до нужной температуры? Возможно временно выключить систему охлаждения? Именно это и делает термостат.

Когда вы только запустили мотор, термостат перекрывает поток охлаждающей жидкости от мотора к радиатору и насосу (по «большому кругу охлаждения»). Антифриз крутится только вокруг цилиндров и головки блока. Жидкость греется быстрее, мотор тоже. Как только двигатель достигает нижнего порога рабочих температур (обычно около 75°С), клапан термостата постепенно начинает открывать поток охлаждающей жидкости по «большому кругу». Как правило, термостат настроен так, чтобы к верхнему порогу рабочих температур (около 95°С) он полностью открылся.

Типы термостатов

По типу конструкции термостаты разделяются на несколько типов. Одноклапанные – это классические термостаты, в которых один клапан открывает/закрывает нужные патрубки. Двухступенчатые – для систем с высоким давлением системы охлаждения, когда один клапан не справляется. В них используются две тарелки клапана – сначала давление одолевает малую тарелку, а затем в работу включается большая и позволяет полностью открыть термостат. Двухклапанные термостаты используют разные клапаны для разных патрубков. Один открывает/закрывает малый круг охлаждения, другой – большой круг. По принципу управления термостаты можно поделить на традиционные и электронные. В традиционных за открытие термостата отвечает термочувствительный элемент (чаще всего – с техническим воском внутри). Все построено на физике – вещество расширяется и влечет клапан.

В электронных термостатах открытие регулирует датчик и электронный блок управления. Такой термостат настроен для открытия на более высоких температурах – выше 100°С. В первую очередь это стало необходимым для понижения уровня вредных выбросов при прогревании мотора. И если изначально такие термостаты стояли в основном на «заряженных» моторах, типа BMW Alpina, то сейчас они используются на вполне «гражданских» машинах, типа MAN TGA с 04.2000 или DAF XF EURO 6 с 10.2012.