Классификация смазочных масел по ACEA

Если вы пытались выбрать смазку по допускам и спецификациям на канистре, то вы точно знакомы с аббревиатурой ACEA. Но что она означает и как пользоваться теми буквами, которые обычно за ней стоят?

Что такое ACEA

История возникновения

ACEA это сокращение от французского Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, то есть Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей. Организация была создана для лоббирования интересов автопроизводителей и разработки единых стандартов. Среди них был и смазочный. Чтобы масла получили сертификацию по ACEA, необходимо пройти определенный перечень лабораторных тестов и исследований. Прохождение контролируется EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management System) – организация. которая отвечает за сертификацию и выбирает лаборатории, в которых разрешается проводить тесты смазочных масел.

Если будете искать информацию в сети, то можете попасть на то, что «последние» стандарты ACEA датируются 2004, 2008 и другими годами. Важно: это устаревшая информация, легко проверяемая непосредственно на сайте ACEA. Сейчас используется стандарт 2016, который два года имел статус «переходного», чтобы все желающие производители могли адаптировать свои продукты к новым требованиям, но теперь вступил в силу. Обычно стандарт обновляется один раз в четыре года или при необходимости, когда в ЕС вводятся новые экологические стандарты.

Классы по ACEA

В классификации ACEA существует три класса смазочных масел: А/В, С и Е.

А/В – это масла для бензиновых и дизельных моторов легковых автомобилей, а также для легкой коммерческой техники. Раньше классы А и В существовали раздельно – для бензина и дизтоплива. Но с 2004 года они были объединены. Также эти смазки называют Hight SAPS – с повышенным содержанием сульфатируемой золы, фосфора, серы. Количество этих вредных веществ пытаются уменьшить в угоду экологическим стандартам.

С – это смазка для автомобилей с системами доочистки отходящих газов. Масла такого класса продлевают жизнь катализатора или сажевого фильтра, но использовать их нужно осторожно и только в том случае, если эти компоненты установлены на вашем авто. К этому классу относятся смазки Low SAPS и Mid SAPS. Так как сульфитированная зола, сера и фосфор «уничтожают» катализаторы и сажевые фильтры, то их концентрация должна быть меньше.

Е – это масла для дизельных автомобилей, используемых на грузовиках.

Категории АСЕА

А1/В1 – в стандарте с 2016 года эта категория была отменена, потому что ее требования полностью перекрываются категорией А5/В5.

А3/В3 – одна из самых распространенных и популярных категорий, потому что подходит для большинства моторов. Это смазки стабильной вязкости не зависимо от температуры. Если производитель автомобиля разрешает увеличение интервала замены, то эти смазки дают такую возможность.

А3/В4 – масла, которые подходят для типов применения из категории А3/В3, но подходят для дизельных моторов с прямым впрыском топлива. Также они поддерживают возможность продления интервала замены.

А5/В5 – маловязкие смазки для высокофорсированных двигателей. Точно поддерживают увеличение интервала замены, но использовать их следует осторожно. Только в том случае, если автопроизводитель рекомендует именно эти масла.

С1 – смазки с низким уровнем SAPS, и пониженным показателем высокотемпературной вязкости, они позволяют экономить топливо.

С2 – смазочные масла со средним уровнем SAPS, и сниженным показателем высокотемпературной вязкости, благодаря своим свойствам позволяют экономить топливо.

С3 – аналогичны с С1, но немного более вязки. Обеспечивают стандартную экономию топлива.

С4 – аналогичные С2, но немного более вязкие. Обеспечивают стандартную экономию топлива.

С5 – новая категория, появившаяся в 2016 году. Это смазочное масло с самым низким уровнем SAPS, и показателем высокотемпературной вязкости еще ниже чем в С1. Обеспечивают серьезную экономию топлива.

Какие вопросы возникают чаще всего?

Довольно часто возникает вопрос – можно ли заменить продукты категории А3/В3 на смазки категории А3/В4? Да, можно, но именно в такой последовательности. Соответственно, в обратном направлении менять смазки нельзя – возможно, если автопроизводитель рекомендует А3/В4, то ваш автомобиль попадает как раз в те же дополнительные приложения. Использовать А5/В5 можно только если это рекомендовано автопроизводителем. С любыми смазками категории С история похожа – ориентируйтесь исключительно на рекомендации производителей. И заменять здесь масла одной категории на другую, скорее всего, не стоит. Несмотря на то, что С1 и С3 имеют схожие характеристики (как С2 и С4), трудно определить как именно повлияет на ваш двигатель и расход топлива использование «нерекомендуемой смазки». Также вы никогда не сможете оценить его влияние на ресурс катализатора или сажевого фильтра. С одной стороны, вы можете получить уменьшение расхода топлива, используя менее вязкую смазку, а с другой вы снизите срок службы катализатора или сажевого фильтра. Поэтому придерживаться рекомендаций автопроизводителей безопаснее всего.