Почти до половины XX века машины были очень примитивны и с плохим управлением. Сейчас же за рулем возможно ездить “без рук” в режиме автопилота.
Большинство авто оснащены обычным рулевым управлением без смарт программ. Современная рулевая рейка в комплекте имеет усилитель, который упрощает вождение: электро-, гидро- или электрогидроусилитель. Эти изобретенные устройства помогают водителю легче крутить руль, не прикладывая много силы.
Несмотря на ассортимент усилителей, самым популярным пока что остаётся ГУР.
Как работает гидроусилитель
В реальности мы просто крутим руль и наблюдаем, как вслед за ним поворачиваются колёса в нужном нам направлении. Но если бы была возможность заглянуть внутрь автомобиля в этот момент, то каждый бы познал совершенно новый мир. Ведь внутри рейки постоянно бурлят физические процессы и происходит непрерывный круговорот гидравлической жидкости.
Начнем с принципа работы ГУРа, раз уж зашла речь об этом.
Насос ГУР работает постоянно, от ДВС. Он непрерывно нагнетает жидкость для гидрораспределителя. Когда торсионный вал не в движении, гидравлическая жидкость двигается в закрытой системе.
Но сразу же, при малейшем вращении рулевого колеса начинается процесс так званого “усиления”.
Мускульной силой человек управляет рулем, а вал, соединяющий рулевое колесо и рулевую рейку, начинает вращаться. Этот крутящий момент далее передается в распределитель. Гидравлическая жидкость уже попадает в шланги и воздействует на гидроцилиндры, смягчая поворот руля.
Три главных составляющих элемента в ГУР:
- Насос ГУР – без нагнетателя вся система не работала бы.
- Распределитель – регулировщик подачи жидкости, благодаря этому узлу распределение жидкости равномерное и слаженное.
- Гидроцилиндры – приводят в движение поршень и шток.
Насос гидроусилителя – сердце системы ГУР
Отдельно ознакомимся с насосом ГУР, потому что это главный узел в системе гидравлической рейки. Это уникальное устройство работает от ДВС и в действие приводится за счет приводного ремня от шкива коленчатого вала.
По внешнему и внутреннему строению насосы бывают:
- одноконтурные или двухконтурные;
- пластинчатые или шестеренчатые;
- учитывая вид управления: регулируемые и нерегулируемые;
- по типу привода: работает от коленвала или от электродвигателя (в таком комплекте называется ЭГУРом – электрогидравлический усилитель).
Чаще в комплекте гидрорейки присутствует лопастной (пластинчатый) насос.
В отличии от других видов, этот вид устойчив к износу и отличается высоким КПД.
ГУР: преимущества и недостатки
Плюсы
- Кроме легкого вращения руля, ГУР помогает уменьшить количество витков вращения. А именно, за счёт того, что крутить руль стало легко и не нужно прилагать усилий, то потребность в системе рулевого управления с 5 витками отпадает. Ведь для поворота руля теперь достаточно всего несколько оборотов. Это очень облегчает прохождение резких съездов и поворотов на автосоревнованиях. Также, при отказе ГУР, водитель имеет возможность сохранить контроль над управлением авто в аварийной ситуации.
- Второй значимый плюс: смягчение ударов, особенно на неровной дороге с глубокими выбоинами.
Как это выглядит? Машина с ГУРом способна смягчать удары, возникающие при попадании колеса в ухаб. Кроме этого усилитель еще и помогает удержать авто под контролем водителя.
Попав на препятствие или ямку, колесо будет стремиться в сторону меньшего сопротивления, а вместе с этим уведет корпус машины.
На огромной скорости ГУР помогает избежать потери контроля руля за счёт своей конструкции и принципа действия.
Недостатки
- Из-за принципа действия агрегата, в противовес плюсу появляется небольшой минус – отбор мощности у двигателя, потому что гидроусилитель использует его обороты. В итоге мотор работает с нагрузкой – за двоих. Но это минимальное влияние.
- Затраты топлива есть, но они минимальные. Насос ГУР зависит от работы ДВС, вместе с ним он съедает немного больше топлива.
- На низкой скорости рулевое управление кажется тяжелее, нежели на высокой. То бишь, на внушительной скорости руль станет буквально перышком. Шанс совершить аварию повышается с нарастанием каждого км/ч. Почему так?
Происходит расхождение между коэффициентом усиления и мягкостью рулевого колеса. Дело в том, что в усилителя отсутствует контролирование этого коэффициента – и значит, что с возрастанием оборотов ДВС, повышается усиление ГУР. Это приводит к невероятной “легкости и пустоте руля” на огромной скорости. Такой недостаток больше касается бюджетных автомобилей с простыми усилителями. В классе премиум есть встроенные специальные системы-утяжелители для руля.
Как должен работать усилитель руля
Следить за состоянием рулевой рейки с гидроусилителем нужно тщательно, но без фанатизма. Если эксплуатация авто происходит в городской местности с хорошими дорогами и водитель контролирует уровень жидкости в гидравлике, тогда можно спать спокойно. Если же вы любитель экстремальной езды и бездорожья – готовьтесь к частым ТО, реставрациям рейки или к покупкам нового агрегата.
Усилитель руля должен всегда работать без звуков, а рулевое колесо поворачиваться мягко и плавно. При езде руль не должен стучать и люфтить.
Самый важный расходник для работы ГУР – гидравлическое масло. Оно смазывает внутренние полости и является основой гидравлической реечной системы.
В случае недостатка гидравлической жидкости износ внутренностей рейки происходит очень быстро. Поэтому важно периодически заглядывать в бачок и оценивать остаток и качество масла.
На любом СТО Genstar наши специалисты смогут с легкостью обновить или заменить вам жидкость ГУР. В нашем арсенале имеются оригинальные масла ГУР, известные бренды: Swag, Febi, Honda, Vag.
Итог: прислушивайтесь к работе своей ласточки и чините вовремя! Так вы обеспечите себе и машине командную работу без поломок.