Устройство автокондиционера принцып работы

Чтобы понимать, как и зачем обслуживать автомобильный кондиционер, разберёмся в его устройстве.

Принцип работы автокондиционера

Устройство автомобильного кондиционера мало отличается от конструкции обычного холодильника или бытового кондиционера, но имеет свои особенности.

Главное, что работа кондиционера в машине также основана на принципе теплообмена. В нём тоже используется хладагент, который, переходя из одного состояния в другое, поглощает либо отдаёт тепло.

Автокондиционер представляет собой замкнутый герметический контур, заполненный хладагентом (фреоном). Дополнительно в систему добавляется специальное холодильное масло (не теряющее свойств при перепадах температур) для смазки подвижных элементов.

Фреон, проходя по контуру, дважды меняет свое агрегатное состояние:

  • в конденсаторе – становится жидким, отдавая тепло;
  • в испарителе – становится газообразным, поглощая тепло.

Именно в месте испарения через контур пропускается поток воздуха, который моментально охлаждается и попадает в салон автомобиля, создавая в нём комфортные условия.

Устройство кондиционера

Несмотря на множество моделей и производителей, общая схема, как и принцип работы кондиционера в машине, всегда сохраняются.

Основные узлы автокондиционера:

Компрессор

В автомобильные кондиционеры устанавливаются компрессоры различных видов. Наиболее распространены устройства поршневого или роторного типа. Такие варианты отличаются простой конструкцией, сокращающей вероятности появления неисправностей, и относительно высокой эффективностью. Они приводятся в движение коленвалом авто, что делает невозможным их использование при выключенном двигателе.

Этого недостатка нет у компрессоров с собственным приводом.

А для авто с системами старт-стоп (технология для автоматического отключения и запуска двигателя) разработаны специальные компрессоры, которые могут приводиться в движение двигателем автомобиля, так и собственным приводом.

Конденсатор

Теплообменник предназначен для конденсации хладагента во время прохождения по нему. В зависимости от типа фреона конденсатор производится из меди или алюминия.

Расширительный клапан

Устройство, регулирующее уровень давления в областях системы. Для потока хладагента в сторону испарителя клапан снижает давление, позволяя веществу эффективно испаряться.

Расширительный клапан позволяет регулировать поток хладагента:

  • При повышении температуры фреона, выходящего из испарителя, хладагент расширяется в термостате. Поток хладагента к испарителю через клапан увеличивается.
  • При понижении температуры хладагента после испарителя его объем уменьшается и поток через клапан к испарителю тоже уменьшается.                                                                 

Испаритель

Это именно та часть системы, которая обеспечивает прохладу и комфорт в салоне для водителя и пассажиров. Как и конденсатор, это теплообменник, только в нём происходит обратный процесс. Снижается давление хладагента и вещество становится газом. При этом поглощается тепло, а сам теплообменник, изготовлен из алюминиевых или медных (в зависимости от типа фреона) трубок, охлаждается.

Ресивер-осушитель

Этот составной узел состоит из: сосуда, трубопровода, фильтра, осушителя и смотрового стекла.

Осушитель размещён внутри специального сосуда и снабжён сетью фильтров, которые предотвращают попадание в систему внешних частиц.

Хладагент по пути от конденсатора, проходит через осушитель и всю сеть фильтров, которые очищают его от попадающей в систему воды и лишних примесей.

Устройство выполняет такие функции:

  • удаление влаги;
  • отделение пузырей – в сжиженном хладагенте появляются пузыри, сохраняющие часть хладагента в состоянии газа;
  • контроль объема хладагента через проверочное стекло;
  • стравливание давления.

Движение воздуха, обдув конденсатора и подачу прохладного воздуха в салон обеспечивает система вентиляторов.

Как работает кондиционер в машине

Общая схема работы автокондиционера такова:

  1. При включении кондиционера запускается компрессор, который нагнетает давление фреона, идущего в конденсатор.
  2. В конденсаторе хладагент переходит в жидкое состояние.
  3. Далее жидкий фреон попадает в фильтры ресивера-осушителя, где очищается от воды, инородных частиц и пузырьков и направляется в испаритель.
  4. Здесь хладагент расширяется и превращается в газ низкого давления, охлаждая сам испаритель и поток воздуха, проходящий через него.
  5. Через расширительный клапан вещество возвращается в конденсатор для повторения цикла.

Схема, как работает кондиционер в машине, была бы неполной без функционирования системы вентиляторов. Они обдувают компрессор, удаляя излишнее тепло, а также формируют поток воздуха, проходящий через испаритель в салон автомобиля.

Фильтры в кондиционере автомобиля

Ресивер-осушитель устроен довольно просто и при этом эффективно. Он выполнен в форме трубки, которая заполнена адсорбентом, который способен поглощать воду. В кондиционерах, наполняющихся фреоном R134а, функцию адсорбента выполняет цеолит ХН-9.

Правильно подобранный фильтр собирает до 60 г воды.

Фильтр-осушитель ставится в области высокого давления между конденсатором и испарителем. Это крайне важный узел для обеспечения бесперебойного функционирования кондиционера. Предотвращая систему от негативного влияния воды, продуктов износа и внешних частиц, ресивер-осушитель продляет срок эксплуатации системы.

А чтобы узел эффективно выполнял свою задачу, необходимо систематически контролировать его состояние и обслуживать.

Как правило, замена требуется:

  • раз в пять лет пользования кондиционером, если за этот период не было разгерметизации системы;
  • в случае утечки хладона;
  • при ремонте кондиционера и замене любых его составляющих.

Основы выбора фреона для автокондиционера

Ещё один фактор, влияющий на правильную и эффективную работу кондиционера в автомобиле, – правильный хладагент. Как правило, с 1992 года применяют фреон R134а. Но поскольку смешивать разные виды фреона запрещено, стоит обязательно уточнить тип используемого хладона.

Как обслуживать кондиционер в авто

  1. Нужно систематически проводить чистку радиатора конденсатора. Делать это рекомендуется раз в квартал – перед весенне-летним периодом, после сезона «тополиного пуха» и т. п.
  2. Своевременно производить замену салонного фильтра.
  3. Менять при необходимости ресивер-осушитель.
  4. Контролировать состояние фреоновых магистралей и их соединений для выявления утечек и поломок.
  5. Следить за вероятным образованием плесени на испарителе, застое влаги в дренажной системе.
  6. Проверять натяжение ремня компрессора.
  7. Если кондиционер не используется в течение длительного периода, его нужно включать на 15-20 минут хотя бы раз в месяц.

Какие бывают поломки у кондиционера в авто

Неисправности могут возникать в любом узле кондиционера. И каждая из них влияет на работоспособность и эффективность его функционирования.

Место проблемыСимптомы, причины.
КомпрессорПоявление шума от устройства, масляные потёки.
Причины: разгерметизация, утечка хладагента ввиду появлений трещин на корпусе и разгерметизации; износ и ослабление приводного ремня; нарушение работы электроцепей.
КонденсаторСнижение качества охлаждения и отвода лишнего тепла, перегрев системы и автоматическое отключение.
Причина: загрязнение решётки.
ИспарительПонижение эффективности работы кондиционера, влага и неприятный запах в салоне авто.
Причины: закупорка патрубка для отведения влаги, загрязнение, коррозия.
Ресивер-осушительНепроизвольное отключение системы, обмерзание шлангов.
Причины: нарушение технологии заправки хладагентом; обмерзание трубок.

Современные автокондиционеры снабжены разнообразными датчиками и сложной электроникой. И каждый узел может выйти из строя. Для точной диагностики и своевременного устранения проблемы рекомендуется как можно скорее обратиться в автосервис.

Основные рекомендации по использованию автокондиционера

  • Заправлять кондиционер только подходящим хладагентом.
  • Тщательно подбирать автосервис, который будет обслуживать вашу систему охлаждения.
  • Контролируйте качество фреона. Не стоит доверять слишком привлекательной цене. Поддельный и низкокачественный хладон может причинить серьёзные неисправности.
  • Подбирать совместимое с фреоном масло.
  • Придерживаться баланса температур: разница внешней и внутренней температур не должна превышать 5-10 градусов.
  • Не включать кондиционер на короткое время (менее 15 минут).
  • Контролируйте изменения эффективности работы кондиционера, наличие посторонних звуков и запахов. Такие проявления могут свидетельствовать о неисправностях.